Цена вопроса для Кременчугского НПЗ, обеспечивающего сейчас 93% производства дизтоплива в стране, – около $50 млн в год или 1,3 млрд грн по текущему курсу. Именно столько сможет заработать НПЗ в первый год действия пошлин в результате повышения цен на 1,5 грн/л.

Компания «Укртатнафта» с октября 2007 г. контролируется группой «Приват» Игоря Коломойского. Завод ежегодно перерабатывает 2,5 млн тонн сырой нефть, выпуская около 600 тыс. т дизельного топлива в год

После того как в июле 2019 года Кабинет Министров впервые ввел пошлины в размере 3,75-4% на трубопроводные поставки топлива из России, цены выросли на примерно $10-15/т, и группа «Приват» существенно укрепила свои позиции на топливном рынке.

По оценкам директора «Консалтинговой группы А-95» Сергея Куюна, благодаря этим пошлинам Кременчугский НПЗ нарастил переработку в 1,5 раза, а загрузка принадлежащих группе «Приват» одесских нефтяных перевалок выросла в 3,5 раза.

Пошлины годом ранее были введены только на поставки по трубопроводу «ПрикарпатЗападтранс», который входит в орбиту бизнес-интересов Виктора Медведчука, и такое группу «Приват» как крупнейшего игрока на топливном рынке полностью не удовлетворило.

Популярные статьи сейчас
Фруктов не наедимся: какой дефицит ждет Украину Оставят голыми и босыми: коммунальщики пообещали "не радужную перспективу" всем должникам Угрожают отключением и требуют деньги: украинцы жалуются на террор "газовиков" Нужно успеть: украинцам, с квитанциями за свет на руках, назвали важное условие
Показать еще

В январе 2020 г. группа «Приват» вместе с «Нафтогазом» направили в Министерство экономики жалобу с просьбой повысить пошлины с 4% до 8,46% и распространить их на все виды поставок. В июне жалоба было отклонена, но буквально спустя месяц «Приват» зашел на новый круг.

Попытка №2

В начале июля «Укртатнафта» обратилась в Министерство энергетики с просьбой инициировать перед СНБО повышение пошлин на дизтопливо с сжиженный газ до ранее уже озвучиваемых руководством завода 8,46%. Также «Укртатнафта» попросила распространить пошлины на все поставки из России, вне зависимости от способа транспортировки.

Свою просьбу «Укртатнафта» аргументировала доминирующим положением России на топливном рынке, доля которой превышает обозначенные решением СНБО целевые 30%. По подсчетам НПЗ, доля российского ДТ по итогу полугодия 2020 г. составила 37%.

*источник enkorr

«Укртатнафта» просила ввести пошлины уже с 1 августа. По словам директора специальных программ НТЦ «Психея» Геннадия Рябцева, экспертный совет при Минэнерго, в состав которого он входит, не поддержал эту инициативу. «Большинство присутствующих на экспертном совещании высказались против», - сообщил журналистам Рябцев.

Рост цен на заправках и удар по аграриям

По оценкам Нефтегазовой ассоциации Украины, объединяющей крупнейших операторов топливного рынка, введение пошлин приведет к пропорциональному росту цен на внутреннем украинском рынке.

Так при текущих таможенных цена дизтоплива на границе в размере $420-430/т, пошлина 8,46% приведет к повышению оптовых цен на $36/т или 1,5 грн/л на автозаправочных станциях с учетом НДС.

«НАУ предупреждает, инициатива «Укртатнафты» спровоцирует повышение цен на ДТ и СУГ для населения с низкой платежеспособностью, промышленности, аграриев, перевозчиков, увеличение бюджетных затрат на топливо для армии, коммунальных служб, полиции, медицины, поскольку пошлины включаются в себестоимость топлива и увеличивают цены для потребителей», - забила в тревогу отраслевая ассоциация.

По оценкам ассоциации ущерб от пошлин для экономики составит 11 млрд грн в год и к тому же спровоцирует рост инфляции.

Основной ущерб будет нанесен аграрным производителям, которые потребляют около четверти дизтоплива в стране. По оценкам Аграрного союза Украины, расходы аграриев в случае введения пошлин составил 1,9 млрд грн.

«Аграрии почувствуют на себе последствия таких действий первыми: в случае принятия решения о введении пошлин, нам придется для сбора урожая покупать дизель по завышенным ценам уже сейчас. Что приведет к удорожанию себестоимости выращенной сельхозпродукции», - говорится в письме ассоциации в адрес Кабмина.

Новый фронт

Попытки ограничить импорт нефтепродуктов «Укртатнафта» периодически предпринимает, начиная с 2011 г. Только в 2019-2020 г. компания предприняла сразу 4 подобных попытки.

Летом 2020 г. группа «Приват» несколько изменила подход к лоббированию своих интересов и учредила собственную отраслевую ассоциацию.

Торжественная презентация «Украинской энергетической ассоциации», в руководство которой вошел бизнес-партнер Игоря Коломойского, бывший замглавы «Нафтогаза» Игорь Диденко, прошло в конце июля.

В состав ассоциации вошли нефтедобывающие и нефтеперерабатывающие активы группы «Приват», а цель ассоциации обозначена как «решение проблемных задач в энергетики и защита интересов его участников». Именно эта ассоциация займется вопросом лоббирования ограничений на импорт нефтепродуктов, которые ожидаются уже этой осенью.